Предпосылки реализации проекта
Старое здание аэровокзала было построено в 1957 году и предполагало пропускную способность до 450 человек в час. К 2014 году фактический пассажиропоток увеличился до 750 человек в час. Учитывая планы по проведению в Самаре матчей Чемпионата мира по футболу в 2018 году, стало очевидно, что пассажиропоток будет расти, а существующая инфраструктура не отвечает современным требованиям к комфорту, уровню предоставляемых услуг, транспортной доступности и трансфертным возможностям узлового аэропорта.
Реконструкция и модернизация инфраструктуры летного поля осуществляются за счет средств федерального бюджета в рамках федеральной целевой программы «Развитие транспортной системы России (2010-2020 годы)», однако терминалы аэропорта должны быть реконструированы за счет внебюджетных источников.
Одним из основных условий привлечения инвесторов для подобных проектов является контроль инвестора за оператором аэропорта. Однако Самарская область не имела отношения ни к акциям оператора аэропорта ПАО «Международный аэропорт «Курумоч», ни к имуществу аэропорта. У акционеров оператора аэропорта (многие из которых бывшие работники авиационного предприятия) отсутствовала возможность для осуществления инвестиций.
Структурирование проекта
Единственно возможной формой привлечения частных инвестиций в проект являлось непосредственное участие Корпорации в качестве стороны инвестиционной сделки. Были проведены переговоры с крупнейшими российскими финансовыми инвесторами и международными операторами аэропортов, презентовать инвестиционную программу аэропорта и оценить ожидания инвесторов.
Одновременно Корпорация совместно с международными консультантами, имеющими опыт реализации подобных проектов (компании NACO, Ernst & Young (EY), Herbert Smith (Herbert Smith Freehills)), разработала мастер-план аэропорта на период до 2035 года, концепцию реализации проекта, правила отбора инвестора и целый ряд других необходимых для инвестора документов.
В рамках разработки мастер-плана были рассмотрены несколько вариантов размещения нового аэровокзала. Корпорация развития Самарской области совместно с Правительством Самарской области проанализировали варианты с точки зрения потенциала развития аэропорта. Вместо расширения старого здания аэровокзала было принято решение о строительстве нового современного терминала.
Отбор инвестора
Объявление отбора инвестора вызвало колоссальный интерес среди профильных стратегических инвесторов, что говорит о высоком качестве подготовки и проработки проекта. Для участия в отборе поступили заявки от 6 инвесторов, среди которых были компании «Базовый элемент», Новапорт, инфраструктурный фонд MacquarieRenaissance, ВТБ Капитал, Группа компаний «Ренова», внимание к проекту проявили крупнейшие российские и зарубежные финансовые институты.
Инвестиционное соглашение
В январе 2012 года с победителем отбора (ЗАО «Курумоч-Инвест») Корпорация заключила Инвестиционное соглашение, детально закрепляющее обязательства Инвестора по объемам, характеристикам и срокам исполнения инвестиционной программы международного аэропорта Курумоч.
Содействие инвестору
Одним из существенных преимуществ сотрудничества с Корпорацией при совместной реализации проектов является поддержка проектов на высшем региональном уровне. Председателем Совета директоров Корпорации является Губернатор Самарской области, а его членами – ключевые министры регионального правительства и представитель Внешэкономбанка.
Опыт, компетенции и партнерские отношения Корпорации с ресурсоснабжающими организациями (Газпром, ФСК, МРСК и пр.), профильными региональными министерствами (министерство транспорта и автомобильных дорог Самарской области, министерство энергетики и ЖКХ Самарской области) и главами муниципалитетов позволяют в оптимальные сроки обеспечить инвестиционные площадки необходимой инфраструктурой.
Корпорация содействовала Инвестору в решении земельных вопросов, критичных для завершения проекта, проведении переговоров с ОАО «Российские железные дороги» и Правительством Самарской области в части организации железнодорожного движения с аэропортом, организационную поддержку в совещаниях по ключевым вопросам в федеральных и региональных министерствах, аппарате Полномочного представителя Президента Российской Федерации в Приволжском федеральном округе, организациями, ответственными за подготовку Чемпионата мира по футболу в России в 2018 году.
Контроль за реализацией проекта
В соответствии с Инвестиционным соглашением до сдачи в эксплуатацию объектов строительства Корпорация осуществляла контроль за реализацией инвестиционной программы. Действие Инвестиционного соглашения в части контроля за соблюдением Инвестором обязательств по надлежащей эксплуатации аэропорта продолжается и после сдачи объектов первого этапа инвестиционной программы. В частности, Корпорацией и Инвестором осуществляется регулярное тестирование систем обслуживания пассажиров на предмет соответствия контрольно-целевым показателям, установленным в Инвестиционном соглашении.
Эффект от реализации проекта
В соответствии с условиями Инвестиционного соглашения в декабре 2014 года завершен первый этап развития международного аэропорта Курумоч:
- построен и сдан в эксплуатацию новый пассажирский терминал площадью 42,7 тыс. кв.м и пропускной способностью 3,5 млн. пассажиров в год при уровне обслуживания «С» согласно классификации ИАТА;
- построено 1 400 парковочных мест для краткосрочной остановки и стоянки автомобилей, служебного и общественного транспорта;
- построены фронт подъезда к новому пассажирскому терминалу и внутренние дороги;
- построен и сдан в эксплуатацию новый грузовой комплекс пропускной способностью 150 т грузов в сутки;
- модернизированы инженерные системы и коммуникации аэропорта;
- реконструированы административные здания аэропорта;
- реконструирована база наземного обслуживания.
Реализация первого этапа инвестиционного проекта позволила увеличить пропускную способность аэровокзального комплекса, привести техническую оснащенность аэропорта в соответствие с действующими российскими и международными нормативами и техническими возможностями аэродрома, а также дала мощный импульс развитию пассажирских и грузовых перевозок. Это стало важным этапом развития региональной транспортной системы, что способствует созданию новых предприятий и рабочих мест и, в конечном итоге, ускорению социально-экономического развития Самарской области.
В рамках первого этапа размер инвестиций в строительство и реконструкцию объектов аэропорта превысил 6,8 млрд. рублей. Финансирование проекта полностью из частных источников позволило уменьшить объем бюджетных средств и других ресурсов, выделяемых на развитие и эксплуатацию инфраструктурного объекта, и перенаправить эти средства на другие социально-значимые задачи региона.
Строительство и запуск в эксплуатацию нового аэровокзального комплекса международного аэропорта Курумоч является первым завершенным проектом в рамках подготовки Самарской области к проведению в регионе матчей Чемпионата мира по футболу в 2018 году.
Грузовой комплекс
По согласованию с Корпорацией в 2013 году Инвестор принял решение о нецелесообразности реконструкции части существующего грузового комплекса. Имеющиеся здания были снесены и возведен полностью новый, современный грузовой терминал со встроенным административно-бытовым корпусом, прилегающими парковками и зонами погрузки-выгрузки. Площадь грузового комплекса составила 5,1 тыс. кв.м.
Удачное расположение в непосредственной близости от федеральной трассы М5 (часть международного маршрута AH6) позволяет обслуживать потребности в грузоперевозках как Самарской области, так и соседних регионов.